Ответ из
проходящего каравана...
Прежде всего, хотелось бы отметить, что содержание материала,
опубликованного в Интернете под названием "Пусть рассудит история – кто друг и кто враг таджикского народа
(полемика с Р. Масовым)" не соответствует тому, что говорит и рассуждает
Г. Хидоятов. Предъявляя обвинение Масову в том, что я написал об истории
"Национально-территориального размежевания" в Средней Азии, под
названием "История топорного разделения" или "История с грифом
совершенно секретно", то это все было отмечено в архивных документах и
многочисленных протоколах. Заслуга Масова состоит лишь в том, что эту запретную
ранее тему начал исследовать и писать впервые. Теперь и в Узбекистане признают,
что именно это было топорным разделением. (См. Туркестан в начале ХХ века, к
истории истоков национальной независимости. Ташкент, 2000, стр. 658.).
Рахим Масов всегда писал, и будет писать историю
национально-территориального размежевания в Средней Азии на основе достоверных,
неопровержимых источников. То, что это было "топорное разделение"
признают историки и из самого Узбекистана, как например, в коллективной работе
"Туркестан в начале ХХ века". Этого признает и сам президент РУ – И. Каримов. Поэтому прежде чем обвинять Р.
Масова, Хидоятову следовало читать работы, опубликованные в Узбекистане и лучше
ознакомиться с текстами речей и выступлений И. Каримова. Искажение истории
таджикского народа никому не позволено, в том числе и Г. Хидоятову – "историку", абсолютно не знающему
историю народов Средней Азии или притворяющемся не знающим.
Когда
господин Хидоятов пишет о том, что государства Саманидов не существовало и что
оно не являлось таджикской государственностью, то он явно выходит за всякие
пределы исторической действительности, высказывая настоящую ложь и занимаясь
фальсификацией истории. Не понятна его позиция, когда этот исторический факт
признается всеми крупными учеными востоковедами и историками Запада и Востока,
старался выдуманными фактами опровергать их. Разве это и не есть настоящей
провокацией, о чем разглагольствует в своем пасквиле автор, и не является ли он
сам провокатором и разжигателем вражды. Провокатор тот, кто искажает
достоверные и доказанные исторические факты и явления, подавая историю в другом
свете. Ему следует обратить внимание на источники и литературу, на основе
которых пишутся книги Р. Масова, и которые так сильно взбудораживает
недовольство дворцового панегирика и "профессора-историка" Хидоятова.
Правда во все времена колола глаза.
Хидоятов
намекает на то, что мы должны дружить друг с другом. Друзья так не поступают,
особенно в отношении близкого соседа. В самые трудные времена для таджикского
народа "дружелюбные" соседи не только не поддержали Таджикистан, как
об этом пишет Хидоятов, но наоборот, старались, чтобы политическая,
экономическая и социальная ситуация в Таджикистане становилась все хуже и хуже,
вплоть до крайней стадии распада таджикской государственности. Благо, что взяла
верх мудрость самого таджикского народа, и противоборствующие стороны сели за
стол переговоров для подписания Мирного Соглашения в 1997г. Это судьбоносное
событие для единства таджикского народа, видимо не было в интересах
"дружелюбного" руководства Узбекистана, что направило своего
подопечного мятежника М. Худойбердыева с почти тысячной карманной армией в
ноябре 1998г. громить таджикские города и села, проливать кровь в северном
Таджикистане. Этот список можно продолжить, но остановимся на этом. Видимо
соседи задумались над тем, что если они раньше лишили таджиков равнинных
территорий и вытеснили в горы, то теперь настало время окончательно покончить с
ними, используя рычаги энергетической и экономической блокады.
О том, что этот автор постоянно выступает с язвительными и
неправдоподобными измышлениями мне хорошо известно. Когда он пишет, что ученые – представители науки и исскуства, работавшие в
начале в Узбекистане, потом продолжившие свою деятельность в Таджикистане,
такие как, историк - З.Ш. Раджабов, юрист - С.А. Раджабов, математик - С.У.
Умаров и многие другие, то необходимо напомнить, что все они являются
этническими таджиками, а не узбеками, которые стояли у истоков становления
науки в Узбекистане. Развитие культуры, науки, исскуства Узбекистана было
создано именно таджиками, многих из которых вынуждали регистрировать свою
национальную принадлежность в паспорте узбеками. Назовем нескольких из них. Это
первый президент Академии наук Узбекистана – Кары Ниязов, который был таджиком из Ходжента, историки – З.Ш. Раджабов, М. Вахабов, Х. Иноятов, и
почти, по некоторым сведениям, 90 процентов историков Узбекистана. Все ученые,
которых называет Хидоятов, а также большинство представителей исскуства и
культуры, театра и кино Узбекистана были этническими таджиками. Хидоятов
прекрасно знает, что вся наука, искусство и культура Узбекистана, как в
советское время, так и после него, развивалась благодаря таджикской
интеллигенцией, которая только по паспорту являются узбеками.
Говоря о фактах вооруженного противоборства в Таджикистане, Хидоятов
забывает, что все это было организовано фундаменталистами, пришедшими из
Ферганы и поднявшими здесь мятеж. Таджикистан после распада СССР взял на себя
бремя трагических последствий экстремистического проявления ислама, которое
было привнесено в Таджикистан. Во время вооруженного противоборства пострадали
представители всех регионов Таджикистана, а не только Ходжента. Хидоятов же
приводит пример только М. Асимова из Ходжента, подчеркивая, что он говорил на
узбекском языке – это опят же
явная провокация.
На абсурд, написанном в этом пасквиле о том, что Н. Хрущев кого-то
назначил председателем комиссии по расследованию "антипартийных
группировок", не стоит отвечать. Однако обратите внимание на выражение:
"Не могу быть палачом таджикских коммунистов, не могу брать на себя
ответственность, за которую будет отвечать узбекский народ" (Слова якобы
высказанные Н. Мухиддиновым −
бывшего секретаря ЦК КПСС в ответ Н. Хрущеву, который хотел назначить его
председателем комиссии по приписки хлопка в Таджикистане). Следует напомнить,
что в то время велась борьба с приписками в хлопководстве по всем республикам,
в Узбекистане в том числе. Причем тут
>"палач таджикских коммунистов" – глупое выражение.
Специальная комиссия расследовала положение дел по всем республикам, многих
снимали с должностей, а никого не расстреливали – это просто выдумки.
Мне не понятно и не возможно подтвердить документами и фактами, что
Ага-хан IV (а не Ага-хан V – как
"полемист" Хидоятов утверждает) является наркобароном, – это вопрос, скорее всего, самому Ага-хану IV.
Здесь хочу лишь заметить, что нам надоело диктат соседей – как нам жить, что нам строить, что для нас важнее и по какому пути
развития нам следовать. Это нам –
народу Таджикистана – решать.
Раньше я не писал, но сейчас хочу сказать, что в создавшемся
политическом положении в годы вооруженного противоборства в Таджикистане
повлияли не только внутренние факторы, но и – я бы сказал – главным
образом, внешние факторы. Сюда я включил бы также вооруженные формирования
профессионалов из территории Узбекистана.
И другое. И. Каримову, может быть, захотелось увидеть Таджикистан в
качестве автономной республики в составе Узбекистана, как это было в 1924 г.
Однако он не понимает, что теперь у таджиков другой лидер – истинный патриот своей Родины и своего народа, который коренным
образом отличается от тех предателей – пантюркистов, с двумя паспортами, совершивших измену по отношению к
своему народу.
Мне не нравятся высказывания, которых без конца повторяет И.
Каримов, что мы – один народ с
двумя языками. Мы никогда не были одним народом, а разные – таджики были индоевропейцами, а узбеки – тюрко - монголами. То, что произошло смешивание в результате
межэтнических браков и совместного проживания – это понятно, но это не означает, что мы являемся одним народом. Все
то, что мы слышим относительно отношений Узбекистана с Таджикистаном – это лишь высокопарные слова, на самом же деле
происходит совсем другое.
Из истории известно, что с древнейших времен, позже – в советский период и до распада Советского
Союза, с последующим образованием независимых государств на территории Средней
Азии не были установлены подобные жесточайшие антинародные порядки, которых мы
наблюдаем со стороны руководства Узбекистана. Это - закрытие границы между
Узбекистаном и Таджикистаном со сплошным ее заминированием, где почти ежедневно
погибает мирное население, полная ликвидация воздушных и автомобильных
сообщений между двумя республиками, проведение тотальных проверок в поездах, в
ходе которых пассажиры из Таджикистана подвергаются оскорблениям их чести и
простых человеческих достоинств, особенно в отношении женщин. И после всего
этого Хидоятов находит в себе смелость говорить о какой-то дружбе и помощи. Все
его разговоры об этом являются лишь лицемерием и не имеющим и доли правды.
Наконец,
Гоше или Гоге не следует в дальнейшем выхлестывать клевету на страницах
Интернета. Он не знает историю таджиков и Таджикистана, а его писанина выглядит
смешной и абсолютно не приемлемой.
^Р.М.Масов,
академик
АН Республики Таджикистан
|